Айки-тактикА
в повседневной жизни
Терри Добсон, Виктор Миллер
(ссылка на полную версию книги)
http://iaa-harmony.ucoz.com/aikido_v_povsednevnoy_zhizni.doc
ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ
ИЗДАНИЮ
В
1977 году, когда эта книга была написана, в Соединенных Штатах в моде были сила
и мышцы. Книги с такими названиями, как "Запугивай
и победишь” или "Как стать Номером
Первым” возглавляли списки бестселлеров, а девиз продавцов компании 1ВМ был: "Сложно быть скромным, когда ты
знаешь, что ты лучший!” Искусство Айкидо было совершенно не известно за
пределами Японии, а идея о том, что заповеди боевого искусства могли озарить
чье-либо поведение в повседневных делах, была слишком радикальной для того,
чтобы издатели могли относиться к ней хоть сколько-нибудь серьезно. Добавьте к
этому концепцию Айкидо об
ответственности за защиту своего противника, и вам покажется абсолютным
чудом то, что в свое время эта книга была опубликована.
Когда
же она выходила, у издателя был ряд своих собственных "соображений”. Например,
если мы собирались поддерживать столь передовые идеи, как те, что целью всех конфликтов является восстановление
гармонии, а наилучшая из "побед” — та, в которой выигрывают все, то мы в
любом случае должны были делать это системно. В те дни "системы” были большим
делом, а Айкидо — нет. Нам сказали: приходите, когда у нас будет система. Это
требование доставило мне массу забот.
Морихэй
Уэсиба создал несравненную модель разрешения конфликтов. А кто я был такой,
чтобы лишь для того, чтобы кому-то угодить, пытаться впихнуть в "систему” те
принципы, к открытию которых он приложил столько энергии? Но затем я вспомнил,
как много раз Сэнсэй подталкивал меня к мысли написать об Айкидо. "Ты должен
объяснить людям своей страны то, чему ты научился, находясь рядом со мной, —
часто говорил он. — Ты должен изо всех сил стараться распространять ненасилие”.
И вот, руководствуясь этим как девизом, мы вместе с Виктором Миллером сели и
разработали "Систему Айки-тактики”. Издателю понравилась "Айки-тактика” — слово
было крепким и звучало далеко не бессмысленно, как раз то, что нужно, чтобы
компенсировать идиллический лепет насчет "гармонии” и "слияния”.
Сейчас,
шестнадцать лет спустя, никто не знает об "Айки-тактике”, а Айкидо знакомо всем
очень хорошо. Безусловно, так и должно быть. И все же дух книги остается
верным, а ее предпосылки здравыми, и я чувствую, что она должна быть переиздана.
Мы просим читателя извинить нас за несовременное звучание книги — попытку быть
своевременными — и проникнуть в суть слов. По откликам о первом издании я
увидел, что эти слова изменили к лучшему жизнь многих людей — возможно, они
смогут изменить и вашу.
Терри Добсон, Вермонт, 1992 год
ВCТУПЛЕНИЕ
Было
бы относительно легко написать книгу о гармонии, воспевая хвалу сотрудничеству
и разглагольствуя о чудесах пацифизма. Мы все могли бы утешить друг друга и
быть благодарными за то, что конфликты навсегда изгнаны из наших жизней.
Никаких больше пререканий с детьми по поводу укладывания в постель, никакой
злости к тому, кто втиснулся перед тобой в очередь, никаких больше споров с
друзьями о том, кто что кому сделал и почему. Вмиг мы бы превратили наше существование
в идиллическую забаву на жемчужном побережье, в окружении любящих друзей,
которые не хотят ничего другого, как только разделить с нами нашу
умиротворенность и спокойствие. (Если бы мы были туристическими агентами и
знали место, где эта фантастическая картинка превращается в реальность, нам бы
не пришлось писать эту книгу.)
Но
наши жизни не такие. Ни у одного из нас, независимо от социального положения,
финансовой обеспеченности или таланта. Каждый день преподносит нам болезненные
конфликты, а иногда бывают дни, когда мы сами становимся архитекторами
конфликтов других людей. Мы браним наших детей, когда они отказываются есть, мы
ругаемся с водителем, который не уступает нам дорогу, наши начальники кричат на
нас потому, что их взбесил кто-то другой, мы рассказываем своим женам и мужьям
о том, что они сделали не так, полицейский утверждает, что свет был красный, а
не желтый, а перед тем, как лечь в кровать, мы сражаемся с самими собой из-за
курения, из-за выпивки, из-за того, что мы такие тупые, или из-за того, что мы
такие ленивые...
Иногда
мы с полным правом можем сказать, что это уж слишком или, как у Мэттью Арнольда
в "Дуврском побережье”:
И здесь мы, как на мглистом поле битвы
Смятённые смешением тревог сраженья и полета,
Где невежественные армии столкнулись в ночи...
Мы
жаждем этой неуловимой гармонии, этого мирного побережья. Будучи не в состоянии
найти его, мы начинаем думать, что с нами что-то не так, и удаляемся к нашим
психоаналитическим кушеткам, универмагам самообслуживания или моментальным
панацеям. Мы выпиваем немного больше, чем надо, чтобы притупить боль конфликта.
Или, если боль становится невыносимой, мы приканчиваем всю бутылку.
Вся эта напряженность в отношении конфликтов, в
сущности, не наша вина, потому что никто никогда не говорил нам о трех очень
важных вещах.
Первое: конфликт не плох и не хорош, он просто
существует; второе: конфликт абсолютно необходим практически для всех жизненных
процессов; третье: людям необходим тренинг в том, как эффективно и адекватно
реагировать на конфликтную ситуацию.
Слишком долгое время у нас было лишь одно
представление о конфликте: он плох и требует выявить победителя и побежденного.
Сейчас вряд ли кто-то будет настолько глупым, чтобы предлагать людям научиться
тому, как ввязываться во что-то плохое, однако мы учимся сами и учим своих
детей – в случае, если у нас есть на то достаточно веские причины, наносить
джеб слева, апперкот или каратистский удар ребром ладони. И даже в этом случае
мы испытываем смутное чувство вины и беспокойство по поводу того, что
определенным образом провоцируем конфликт.
То,
что нам нужно, – это новое определение конфликта, новый способ видения, новый
способ его переживания и новый способ реакции на него.
Айки-тактика предлагает нам две вещи: лучший способ видения наших
повседневных сражений и более эффективный способ их улаживания. Двигаясь в этом
направлении, мы попытаемся дать новое определение выигрыша и проигрыша, уходя
от традиционного "покерного” менталитета в сторону такой структуры, которая
максимально увеличит потенциал всех. В Айки-тактике
нет проигравших.
Путь,
который ведет нас к этому уникальному взгляду на вещи, сам по себе уникален. Айки-тактика – это результат брачного
союза между боевым искусством и театром (в данном случае – одного очень специфического
боевого искусства, Айкидо, и одного малоизвестного аспекта театра –
репетиционного и тренировочного процесса). Сошлись они в лице Терри Добсона,
преподавателя Айкидо, и Виктора Миллера, преподавателя театральных игр. В
результате, Айки-тактика использует
физические броски и телодвижения Айкидо в качестве метафор, подразумевающих
способ, с помощью которого можно справиться с социальными и психологическими
атаками любых форм.
Айкидо,
в его наиболее формальном проявлении, было открытием Морихэя Уэсибы, японца,
который в очень раннем детстве пустился в путь, задавшись целью стать самым
сильным мастером боевых искусств. Его мотивация была достаточна проста. Он стал
свидетелем того, как его отца жестоко оскорбляла банда головорезов, и решил,
что никогда больше не будет беспомощным. Он рассуждал, что мог бы прийти на
помощь отцу, если бы только умел драться.
В
относительно короткий срок Уэсиба опередил своих учителей в нескольких видах
боевых искусств. Будучи признанным лучшим представителем воинского пути, он
должен был бы осесть, начать обучать самому, состариться и изрекать мудрые
сентенции. По счастью, Уэсиба не мог успокоиться. С возрастом он начал
осознавать, что его силы и удаль покидают его. Он увидел, что все его
тренировки, все его знания были основаны на принципах физической силы. Он мог
бить сильнее, двигаться быстрее и уклоняться от ударов лучше, чем его
оппоненты. Но как долго это будет продолжаться? Подобно стареющему стрелку из
американских вестернов, Уэсиба был готовой мишенью для каждого более молодого,
более быстрого и более сильного бойца.
Мистические
озарения не обязательно приходят на горных вершинах. Озарение Уэсибы произошло
в тот момент, когда он опрокидывал на себя ведро холодной воды после длинного,
утомительного путешествия в жаркий день. "Это было так, как будто я смог ясно все увидеть”, – сказал он.
Он осознал, что ему, как и всем нам, заморочили голову, подсунув готовый
номенклатурный список, – в котором было сказано, что большое лучше, чем
маленькое, сильное лучше, чем слабое, а быстрое лучше, чем медленное.
С
самого начала нас учили тому, что сила имеет физический характер.
Это
не так.
Сила
имеет большее отношение к намерению, чем к размеру бицепсов. Она имеет большее
отношение к вашему духу и к потоку вашей энергии, чем к количеству отжиманий,
которое вы можете выполнить. Айкидо явилось чистым продуктом видения и
понимания Уэсибой того, что на самом деле происходит в природе. В сотнях додзе (зал для занятий Айкидо.) по всему миру айкидоки ежедневно
доказывают то, что объединенное намерение может поглотить и перенаправить самую
устрашающую грубую силу. Возможно, это сложно принять, но ведь это факт, что
одна-единственная тростинка может проткнуть насквозь твердый дуб, если ее
выпустить со скоростью тайфуна. Вам необходимо только задуматься над этим
образом, чтобы понять силу объединенного намерения.
"Айкидо”
в вольном переводе означает гармонию тела и духа, как раз обратное тому, что
большинство из нас переживает, сталкиваясь с конфликтом. Это требует от
участника быть "отцентрованным”, расслабленным и находиться в постоянной
готовности. Более того, Айкидо изначально является формой самозащиты; оно не
учит тому, как первым срываться с места и ломать ближайшую руку. Точно так же и Айки-тактика
не будет учить вас тому, как начинать
конфликт. Уравновешенный человек редко чувствует необходимость причинять
кому-либо неприятности.
В
конечном счете, мы должны постоянно учитывать, что Айкидо (и, соответственно, Айки-тактика) – это не серия приемов для
предотвращения несчастья. Айки-тактика может
с этого начинаться, но очень скоро вы обнаружите, что чем больше вы практикуете
техники и принципы, приведенные в этой книге, тем глубже они в вас укореняются.
И так до тех пор, пока они просто не станут частью нового взгляда на конфликт в
межличностных отношениях и частью абсолютно нового взгляда на жизнь.
Итак,
где же элемент театра сливается с боевым искусством? На протяжении многих лет
театральные игры были средством, используемым преподавателями, актерами и
режиссерами для исследования динамики человеческих взаимоотношений на сцене. В
наших рабочих группах и на тренировочных семинарах по Айки-тактике мы заимствовали эти упражнения с тем, чтобы открыть
альтернативные методы улаживания
межличностных конфликтов. Короче говоря, мы имитировали конфликтные ситуации с
нашими клиентами, чтобы они могли отработать новые поведенческие модели в
наименее рискованной обстановке. Некоторые из этих игр и упражнений включены в
эту книгу, чтобы предоставить вам ту же возможность.
Мы
надеемся на то, что из этого чтения и из практики Айки-тактики вы вынесете новое значение силы – силы, которая
приходит из понимания того, что:
вы в состоянии справиться с конфликтом позитивным,
гуманным и тщательно продуманным способом;
вам никогда не придется ни с кем драться до тех пор,
пока вы сами не выберете этого;
в большинстве ситуаций вы и ваш оппонент можете
остаться друзьями;
вам нет нужды выигрывать в тех ситуациях, в которых
даже победитель на самом деле тот же проигравший.
Итак,
как это ни парадоксально, но мы пишем книгу
о гармонии. Наша цель состоит в том, чтобы помочь вам достичь равновесия и
гармонии посредством разрешения конфликта. Помните, тем не менее, что гармония
неразрывно связана с конфликтом, из которого она возникает. Вам, возможно, так
никогда и не удастся найти тот тихий берег (кстати, песок, на котором вы
лежите, – это результат конфликта, возникающего между скалой и водой), но вам
не надо бояться встречаться лицом к лицу со своими конфликтами. Взросление, как
однажды сказал один мудрый человек, не для сосунков.
Нью-Йорк
и Стратфорд, 1977
(ссылка на полную версию книги) http://iaa-harmony.ucoz.com/aikido_v_povsednevnoy_zhizni.doc
Источник: http://www.koob.ru/dobson_miller/aikido_in_everyday_life |